Форум » Персоналии » Вопрос к тов.Начбоеучастка: С.И. Деревцов... » Ответить

Вопрос к тов.Начбоеучастка: С.И. Деревцов...

Китаец: Собственно, Ваш клиент. Командир бронепоезда... Есть ли что конкретнее справки в Энциклопедии rkka.ru про его участие в Гражданской?

Ответов - 5

Начбоеучастка: К вечеру 5 ноября 1918 г вернулись с фронта в Пермь бронепароходы Камской флотилии бронесудов «Александр» и «Медведь» - в ту же ночь началось их разоружение и разбронирование. Работы по оборудованию бронепоезда, для боев против войск Колчака, велись круглосуточно. Рабочим-мотовилихинцам помогали бойцы отряда бронепароходов. Через три недели вооружение бронепоезда завершено. В начале декабря он вступил в строй. Рабочие-мотовилихинцы предложили назвать его именем Владимира Ильича Ленина. «Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина» — так стали официально именовать созданную подвижную бронечасть. Бронепоезд состоял из бронированного паровоза серии «СУ»,- оборудованного командирской бронебашней; бронированного тендера; 2 бронированных площадок, созданных на базе четырехосных пульмановских вагонов; 2 открытых контрольных двухосных железнодорожных платформ, груженных рельсами; 2 классных пассажирских и 4 товарных вагонов. На вооружении бронепоезда 4 75-мм морских артиллерийских орудия, 16 станковых пулеметов типа «максим» и ручное оружие по числу лич¬ного состава. Личный состав состоял из бывших балтийских и черноморских матросов и пулеметной команды красноармейцев. Все они прибыли с бронепарохода «Медведь» Камской бронефлотилии. В декабре 1918 г командиром Первого морского бронепоезда имени В. И. Ленина назначен бывший командир отряда и бронепарохода «Медведь» балтийский матрос Сергей Иванович Деревцов, его помощником — Петр Тимофеевич Чаплыгин. Началь¬ником пулеметной команды стал солдат-фронтовик Александр Яковлевич Деркачев, комендантом и одновременно снабженцем бронепоезда — балтийский матрос Павел Константинович Береснев. Бронепоезд был готов к выполнению оперативных заданий штаба 3-й армии.Утром 8 декабря Первый морской бронепоезд имени В. И. Ленина направлен на лысьвенский участок фронта для замены погибшего там бронепоезда № 2, который поддерживал своим огнем боевые действия 29-й пехотной дивизии, занимавшей здесь оборону.Из докладной записки Реввоенсовета Восточного фронта Главному командованию Красной Армии от 9 декабря 1918 года:«Противник значительными силами теснит левый фланг 3-й армии, причем наша 29-я дивизия, в значительной степени разбитая и деморализованная, отходит к станции Калино. Это уже является действительной угрозой по отношению к Перми...» В Лысьву бронепоезд прибыл, когда город начали занимать колчаковские войска. 29-я пехотная дивизия под командованием М. В. Васильева, будучи не в состоянии выдержать натиск превосходящих вражеских сил, отходила к станции Калино. Еще засветло, до наступления сумерек, бронепоезд выдвинулся на открытую позицию в низине, возле Лысьвенского пруда, откуда удобно поддерживать огнем контратаки бойцов 29-й дивизии. Однако город Лысьва все-таки был занят противником, и выбить его оттуда силами одной 29-й дивизии, даже при активной поддержке бронепоезда, не удалось. Возникла угроза, что колчаковцы смогут с тыла перерезать железнодорожный путь и лишить бронепоезд возможности отойти, а затем окружить и захватить его.11 декабря командир 29-й дивизии Васильев, в оперативном подчинении которого находился бронепоезд, вынужден был приказать Деревцову отойти к станции Селянка. Бронепоезд должен был обеспечить охрану участка Уральской железной дороги от Чусовской до Перми. Ночью, под прикрытием темноты, бронепоезд отошел к станции Селянка и здесь несколько суток непрерывно вел жаркие бои с противником.Из телеграммы командира 29-й пехотной дивизии Васильева штабу 3-й армии:«Сегодня с утра 13 декабря противник превосходящими силами перешел в наступление на станцию Селянка. После трехчасового боя противник успел подойти к самому полот¬ну железной дороги. Но здесь он был остановлен убийственным огнем из пулеметов и орудий бронепоезда «В.И. Ленин». Понеся огромные потери, не выдержав ураганного огня, противник в панике бежал, оставив массу убитых».За проведение операции и мужество, проявленное в ожесточенной схватке с противником, командующий 3-й армией в приказе по войскам объявил благодарность команде бронепоезда.22 декабря поступил приказ вернуться в Пермь.24 декабря 1918 года рано утром колчаковские войска неожиданно предприняли наступление на Пермь со стороны Слободки. Чтобы не попасть к врагу, бронепоезд продвинулся от станции Пермь I до станции Пермь II, за железнодорожный мост, где завязались боевые действия. Бронепоезд не мог маневрировать из-за образовавшейся на путях «пробки» из паровозов и вагонов и превратился в неподвижную мишень, по которой враг сосредоточил артиллерийский огонь. Командир Деревцов приказал команде снять замки с орудий и понадежнее их припрятать. Затем подал команду личному составу оставить бронепоезд, взяв с собою пулеметы и боезапас для них.С боями команда бронепоезда сумела прорвать кольцо вражеского окружения и соединиться с армейскими частями, отходившими к Верещагино. История 1-го Морского бронепоезда на этом не закончилась команда во главе с Деревцовым была направлена в Сормово где получила новый боевой состав 29 мая 1919 г. он получил №36 от Центроброни, но сохранил название Морской им. В.И. Ленина. Участвовал в боях на Восточном фронте в составе 3А, во второй половине 1919 г. на Южном фронте в составе 9 и 10 армий. В первой половине 1920 г. в составе 16 армии Западного фронта. В августе 1920 года направлен на Кавказский фронт, по окончании войны вошел в состав ОКА, участвовал в ликвидации бандитизма, нес охрану ж.д. 1.9.1922 г. согласно предписанию начупрбронечастей ОКА за №140/оп от 16.08.22 получил наименование №7 им. В.И.Ленина. В архиве имеются приказы по ликвид комиссии за март 1925 г., однако точных сведений о расформировании нет. Боевой путь: Глазов- Царицын-Камышин-Жлобин-Бахмут-Ростов-на-Дону,Мин. воды - Владикавказ-Навтлуг

Китаец: Благодарю.

Начбоеучастка: небольшое дополнение к революционной биографии Деревцова Деревцов был чл. РСДРП(б) с апреля 1917 г. После демобилизации был представителем Тверского губернского Совета В Лихославле. Организатор и командир Лихославльского волостного отряда Красной Гвардии в декабре 1917, в марте 1918 г. подавлял контрреволюционные выступления в Новоторжском уезде.


Китаец: Благодарю. Начбоеучастка пишет: в марте 1918 г. подавлял контрреволюционные выступления в Новоторжском уезде. Надо думать, крестьянские волнения по поводу продполитики.

Комдив: Вопрос в первую очередь к спецам по бронепоездам.Ищу информацию о своем предке-командире бронепоезда(но возможно другая должность),Литвинцове Андрее,участвовал в "Железном потоке",дошел до Кубани.Заранее Спасибо!



полная версия страницы