Форум » Реконструкция » Форма Эстляндской Красной Армии » Ответить

Форма Эстляндской Красной Армии

культпросветработник: Эстонец Карл Ару в своей книге "Защищая завоевания Октября" пишет: "Приближалась весна. Многих товарищей по палате уже вынесли вперед ногами. Те счастливчики, кто выдержал, начали медленно выздоравливать. Когда я уже встал на ноги, лежачие стали уговаривать: сходил бы в город и уладил кое-какие дела. Обратились к главврачу с коллективной просьбой выдать мне городской пропуск. Записав на бумажке просьбы-поручения товарищей, я вышел на улицу, но вскоре ощутил на себе пристальные взгляды прохожих. Чувствовал себя неловко. Может, я так похудел, что и вид человеческий потерял? Или кажусь шпионом? Хотел уже обратно повернуть. Но ребятишки внесли ясность. Окружили меня и спрашивают: — Дяденька, вы из какой армии, из английской, да? Вот где оказывается собака зарыта — моя форма! Эстонские части Красной Армии носили в то время форму, отличавшуюся от обычной. Она состояла из бледнозеленых бриджей, форменной блузы с открытым воротом, дождевика (накидки) и панамообразного головного убора. Кавалеристы, не говоря уже о том, что бриджи у них имели лампасы, носили ботфорты. Стало быть, красные лампасы да странный головной убор и привлекали больше всего внимание". Действительно, какая-то странная униформа. Ну, допустим дождевик и ворот были приняты, чтобы выделить эстонцев. Но шляпа-то зачем? Она же в бою неудобна. И зачем лампасы оставили эстонцам, а не тем же казакам? Есть какая-либо ещё информация по форме Эстонской Красной Армии? И желательно Латвийской, если у них такая форма существовала.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Paulus: Vesna kakogo goda? I o kakom primerno regione rech? Anglijskaja forma zhe, naprotiv, byla zveta khaki, a ne bledno-zeljonoj...

Начбоеучастка: Есть какая-либо ещё информация по форме Эстонской Красной Армии? Есть книга про Эстонскую сд -там одно фотос блузами и панамами имеется, вечером выходные данные сообщу

культпросветработник: Paulus пишет: Vesna kakogo goda? I o kakom primerno regione rech? Anglijskaja forma zhe, naprotiv, byla zveta khaki, a ne bledno-zeljonoj... Весна 1920 года. Регион - Северо-Западный фронт. А то, что с британской формой перепутали - так ведь это дети же, вы что, не заметили?

Начбоеучастка: культпросветработник пишет: Весна 1920 года. Регион - Северо-Западный фронт. Это неверно. Эстляндская Красная Армия начала формироваться в марте 1919 г в составе Эстляндской, 6 и 10-й сд. Эстонские красные стрелки начали носить форму, отличавшуюся от обычной красноармейской формы. При освобождении Нарвы в складах "Кренгольмской мануфактуры" было обнаружено 4 млн. аршин ткани и 18 тыс. пудов ткани, которые пошли на обмундирование эстонских советских воинов. Форма состояла из бледно-зеленых бриджей, гимнастерки, ко торую можно было носить и с открытым воротом, плаща накидки и панамообразного головного убора, который стали называть просто шляпой. Кавалеристы имели на бриджах красные лампасы; они носили ботфорты, пехотинцы - краги. Маамяги В.В. В огне борьбы (Красные эстонские стрелки).- М.: Мысль, 1987 с.106-107 Ссылка там на того же Ару Карла С родной артиллерией. Тал., 1977, с.49 С осени 1919 г. красные эстонцы действовали в составе Южного фронта 18 марта 1920 г. (после тяжелых боев на Перекопе) остатки эстонской сд были влиты в 46 дивизию.

культпросветработник: Начбоеучатска пишет: Это неверно. Эстляндская Красная Армия начала формироваться в марте 1919 г в составе Эстляндской, 6 и 10-й сд. Я отвечал на вопрос о месте времени по сюжету мемуар Карла Ару. Эпизод произошёл весной 1920 г. По моему мнению, Ару носил обмундирование Эстонской Красной Армии, из которой вышли эстонские национальные чсти РККА. Разве не так? Об этом и сам Ару пишет (см.выше). Эстонские красные стрелки начали носить форму, отличавшуюся от обычной красноармейской формы. При освобождении Нарвы в складах "Кренгольмской мануфактуры" было обнаружено 4 млн. аршин ткани и 18 тыс. пудов ткани, которые пошли на обмундирование эстонских советских воинов. Форма состояла из бледно-зеленых бриджей, гимнастерки, ко торую можно было носить и с открытым воротом, плаща накидки и панамообразного головного убора, который стали называть просто шляпой. Кавалеристы имели на бриджах красные лампасы; они носили ботфорты, пехотинцы - краги. Большое спасибо за ясное и краткое пояснение. К сожалению, из текста по-прежнему непонятно, почему у эстонцев были лампасы и шляпы. Извините за повторение, но это довольно странный выбор. У вас какие соображения на данный счёт?

Начбоеучастка: культпросветработник пишет: Я отвечал на вопрос о месте времени по сюжету мемуар Карла Ару. Эпизод произошёл весной 1920 г. И я о том же как раз по месту это не может быть Северо-Запад. С осени 1919 г. и до расформирования в марте 1920 г. красные эстонцы находились на Южном фронте. Кавполк присоединился к дивизии в декабре 1919 г. Что касается формы похоже делали по образцу скаутов

Китаец: Наконец то подняли эту тему! Фотографий сохранилось довольно много, в том числе и опубликованых. Но письменных описаний, кроме приведённого тов. Начбоеучастка свидетельства Маамяги (и вторичных по отношению к нему) - не встречал. На фотографиях видно, что покрой мог отличатся. Например, воротник мог быть "матросский", мог быть отложной, с закруглёнными концами, а мог быть и ещё какой...

культпросветработник: Начбоеучастка пишет: И я о том же как раз по месту это не может быть Северо-Запад. С осени 1919 г. и до расформирования в марте 1920 г. красные эстонцы находились на Южном фронте. Кавполк присоединился к дивизии в декабре 1919 г. Ннда?.. Значит, невнимательно я читал Ару. Хотя он там часто не упоминает названий. Впрочем, дело, может, в другом - по-моему, Ару попал в госпиталь Петрограда (?) осенью и оставался там до весны. Точно помню, что на Южный фрот он отправился в составе не эстонского кавполка, а русского. А потом ему вообще пришлось соприкоснуться с артиллерией. Что касается формы похоже делали по образцу скаутов Это многое объясняет... Кстати, мысль - то, что все дивизии смогли обмундировать в краги и ботфорты говорит, что всё это где-то взяли, наверно, на складах противника. Быть может, есть информация по этому поводу? Ну, и я тоже разыскал пару фоток красноэстонцев. 3-й эстонский стрелковый полк. Двинск, 1919 г. вот ещё какие-то. Один с дождевиком. А это фото у вас было в теме формы РККА во время второго похода на Петроград, типажи командиров. Красный эстонец в центре. Обратите внимание, воротники разные (прямые и "матроска"), а на последнем фото воротника нет вообще.

культпросветработник: Кстати, Китаец, не выложите ли пару своих более качественных фотографий красноэстонцев, если есть7 А то я выложил всё, что было.

Китаец: культпросветработник пишет: Кстати, Китаец, не выложите ли пару своих более качественных фотографий красноэстонцев, если есть7 А то я выложил всё, что было. Собственно "у меня" ничего нет. Именно поэтому я не затевал нигде разговора на эту тему, но так обрадовался, когда он возник. Всё что я видел - в библиотечных книгах и музейных фондах.

Начбоеучастка: культпросветработник пишет: 3-й эстонский стрелковый полк. Двинск, 1919 г. в книге Маамяги это 5-й Эстонский коммунистический полк

культпросветработник: Начбоеучастка пишет: в книге Маамяги это 5-й Эстонский коммунистический полк Что ж, Маамяги виднее. Поправлю у себя. Китаец пишет: Собственно "у меня" ничего нет. На нет и суда нет. Будем надеяться на продолжение темы.

Начбоеучастка: культпросветработник пишет: Что ж, Маамяги виднее. Поправлю у себя. Да кто-его знает кто прав-то, просто налицо разнобой . Так что править не спешите

культпросветработник: Начбоеучастка пишет: Да кто-его знает кто прав-то, просто налицо разнобой . Так что править не спешите Ладно, тогда просто приму к сведению

культпросветработник: Обсуждение темы на ru_civil_war. Есть и фотка.

культпросветработник: Там чуть дальше фото Х.Тедера - начарта Эстонской дивизии в 1919-20 гг. В общем, первые выводы: 1.Красные эстонцы очень носили и общеармейское обмундирование. 2.Насколько полным было укомплектование формы неизвестно - вопросов не вызывают лишь кавалеристы. 3.Приказов о форме ЭКА никто не приводит - быть может, они остались в эстонских архивах?

культпросветработник: Там, где я взял это фото, оно было озаглавлено "Красные командиры Сибири". ДУмал, может это что-то вроде 221-го полка чапаевцев? Итальянское берсалье и т.д. А вот теперь думаю - может, эстонцы? Кстати, как вам кажется - на третьем фото (где краскомы под Питером) у красноэстонца на ногах сапоги или краги?

Китаец: культпросветработник пишет: 1.Красные эстонцы очень носили и общеармейское обмундирование. 2.Насколько полным было укомплектование формы неизвестно - вопросов не вызывают лишь кавалеристы. Да. Но: 1. Нет уверенности, что при пошиве формы её не хватило на две бригады и кавполк (третья бригада была заведомо не эстонская). 2. Третья бригада и все возможные пополнения всегда носили "русскую" форму. Но сильно сомневаюсь, что бывший полк Всевообуча (а таковой имелся в третей бригаде) был хорошо обмундирован. 3. По мере износа формы она заменялась "русской", новой эстонской формы не шили. культпросветработник пишет: 3.Приказов о форме ЭКА никто не приводит - быть может, они остались в эстонских архивах? Их могло не быть вообще, форма могла быть пошита и выдана явочным порядком. Если приказ был и он не утрачен, то логичнее искать его в Р.Г.В.А. Насколько там изучены документы на эстонском? А вот если бы приказ лежал в Таллине, думается, эстонские советские историки откапали бы его ещё при подготовке юбилейных изданий "к 50-летию Октябрьской Революции". культпросветработник пишет: А вот теперь думаю - может, эстонцы? Ну, "если не они, то очень похожи".

культпросветработник: Китаец пишет 1. Нет уверенности, что при пошиве формы её не хватило на две бригады и кавполк (третья бригада была заведомо не эстонская). 2. Третья бригада и все возможные пополнения всегда носили "русскую" форму. Но сильно сомневаюсь, что бывший полк Всевообуча (а таковой имелся в третей бригаде) был хорошо обмундирован. А нельзя ли кратко сообщить о структуре ЭКА? За всё её существование? Я осведослён о её составе лишь в общих чертах. Если приказ был и он не утрачен, то логичнее искать его в Р.Г.В.А. Насколько там изучены документы на эстонском? К сожалению, живу не в Москве, а очень далеко. Может, кто-то из "здешних" имеет возможность наведаться в РГВА? Ну, "если не они, то очень похожи". Да, действительно. Но я спросил, потому что это запросто может быть и Востфронт. Видал целую серию чапаевцев в таких шляпах, поэтому аннотация может быть и правдива. Повторю ещё раз вопрос: "Как вам кажется - на третьем фото (где краскомы под Питером) у красноэстонца на ногах сапоги или краги?" Меня интересует только личное мнение.

Китаец: культпросветработник пишет: Как вам кажется - на третьем фото (где краскомы под Питером) у красноэстонца на ногах сапоги или краги? Я вижу сапоги.



полная версия страницы