Форум » Реконструкция » Зелёные ленты Тульской дивизии » Ответить

Зелёные ленты Тульской дивизии

культпросветработник: Кратко. 1. Все чины Тульской дивизии, набранные во время мамонтовского рейда (т.е. абсолютное большинство, около 95%) носили на фуражках зеленые ленточки, по аналогии с теми, которые имели казаки в рейде (соответственно, казаки имели белые). 2. После взятия Ельца 19 августа ст.ст. полки 1, 2 и 3 получили знамена: белые флаги размером 1 1/2 аршина в длину и 1 аршин в ширину. В середине вышито "1 Т.Д.П.", "2 Т.Д.П." и "3 Т.Д.П." соответственно. Неизвестно, имел ли флаг 4-й Козловский полк, сформированный позже, приказа найти не удалось.

Ответов - 62, стр: 1 2 3 4 All

культпросветработник: Не по тулякам, но тоже интересный знак отличия. 3-я Русская армия, Советско-Польский фронт, октябрь – декабрь 1920 г. На территории Польши к 1920 году скопилось значительное количество белых частей и соединений. Часть из них развернулось в 3-ю Русскую армию. Формировалась она из ЛС бывшей СЗА Н.Н. Юденича, остатков частей Отдельной Русской Добровольческой армии Н.Э. Бредова (ранее входивших в ВСЮР), а также офицеров, солдат и казаков частей и соединений ВСЮР, оказавшихся в рядах РККА после Новороссийской катастрофы марта 1920 г. и позднее перешедших на сторону поляков или попавших к ним плен во время наступления на Варшаву. Русские части в военном отношении подчинялись польскому командованию. Численность варьировалась в течении боевых действий с 3500 до 10000 чел. Армию формировал представитель Врангеля при польском правительстве генерал-лейтенант Махров, номинально она входила в состав войск барона. Командующий - генерал Новиков. Воевала армия совместно с украинскими частями с октября по декабрь, потеряла в боях 25% ЛС, затем была отведена в польский тыл и интернирована. ... «9 сентября Уральский кавалерийский казачий полк, который в большинстве своем состоял из бывших уральских военнопленных белоказаков и прибыл вместе с дивизией с уральского фронта, во главе с недавно назначенным командиром Сидоровниным перешел на сторону белополяков. Как потом выяснилось, часть политработников и командиров полка была перебита, часть обезоружена и уведена изменниками в качестве пленных» (Хлебников Н.М., Евлампиев П.С., Володихин Я.А. Легендарная Чапаевская, Москва, 1975, С.310) ... 31 октября 1920 г. отряду генерал-лейтенанта Трусова было приказано: «…конных казаков свести в сводные сотни и всем нашить на левый рукав верхней одежды крест из белой тесьмы шириною полтора дюйма. Немедленно появилось крылатое слово «крестоносцы». (Мера эта, была вызвана тем, что в Уральском полку, перешедшем целиком от красных, многие носили «буденовки» и трудно было различать, кто они: белые или красные)...». Белые в будёновках!

Китаец: культпросветработник пишет: Белые в будёновках! Это ещё цветочки. Был период, когда различали свой-чужой так: во фрунзёвских колпаках - махновцы, в папахах - будённовцы.

культпросветработник: Китаец пишет: Это ещё цветочки. Был период, когда различали свой-чужой так: во фрунзёвских колпаках - махновцы, в папахах - будённовцы. Да-да, я читал у вас тут на форуме. Но белогвардейцы в будёновках всё равно впечатлили куда больше. Кстати насчёт махновцев в буденовках - я не отказался бы от точной ссылки.

культпросветработник: Краском пишет: А вот это - очень интересно. Униформология Гражданской в целом, думаю, до сих пор никому не известна... Буду рад узнать новое. Хех! Так приятно просвещать людей... Федор Никифорович Терещенко, служивший правофланговым пятой роты Первого Украинского революционного полка, вспоминал: "Никакого разнобоя в экипировке: склады были забиты новеньким солдатским обмундированием. В кадрах фильма, на многих живописных полотнах, посвященных щорсовцам, можно видеть бойцов с огромными алыми лентами на головных уборах. Это тоже фантазия. Звездочек тогда действительно еще не было. Вместо них на фуражках, а зимой – на шапках пришивались узкие, не шире ефрейторских лычек, пятисантиметровые полоски кумача. На левом рукаве гимнастерок крепились стандартные красные ромбы со скрещенными винтовками и четким оттиском полковой печати: «1 -й Укр. Рев. полк им. т-ща Богуна». Сам Щорс носил новый френч клинцовского сукна и темные полугалифе с кожаными леями. Часто его изображают с саблей на боку. Признаюсь: сколько помню его - и командиром полка, и начдивом - никогда сабли при нем не видел. Единственная «слабость», которую он допускал, - на его поясе всегда висели справа - наган, а слева - браунинг, второй номер... Мы же, бойцы, были вооружены новенькими, отливающими синевой винтовками русского образца. Их в свое время по заказу царского правительства изготовила американская фирма «Ремингтон», и отличались они от отечественных черными - из мореного дуба - прикладами. Достались нам эти винтовки тоже прямо со склада, и их еще пришлось отмывать от смазки. В боевой комплект каждого бойца входило два подсумка на поясном ремне - по 30 патронов в каждой и патронташ через плечо - еще 60 патронов". Ю. Сафонов. Документальная повесть о "загадочной" гибели Николая Щорса. Опубликована в газете «Ленинское знамя» №№ 95 - 98, 100 - 101, 103 - 111 за 1991 год Ну? Где аплодисменты, цветы, шампанское? (шучу, шучу...)

Краском: Как и заказано! Большое спасибо, однако. культпросветработник пишет: можно видеть бойцов с огромными алыми лентами на головных уборах. Это тоже фантазия Относительно щорсовцев - свидетелю виднее. Однако "огромные ленты" в других местах встречались. В частности, в первой книге двухтомничка "Хопер в огне" такая проскакивает на фото. Выберу время - найду в завалах и отсканирую

культпросветработник: (важно): Дааааа... Вот и я то же что-то подобное испытал. Относительно щорсовцев - свидетелю виднее. Однако "огромные ленты" в других местах встречались. В частности, в первой книге двухтомничка "Хопер в огне" такая проскакивает на фото. Выберу время - найду в завалах и отсканирую Думаю, все здесь будут вам крайне признательны, если вы отсканируете это фото и выложите в "Фотографиях". У меня нет ни одного фото с щорсовцами. А вообще, попадётся нечто подобное по униформистике - красной ли, белой ли - кладите здесь, нехай распылять.

Китаец: культпросветработник пишет: Ну? Где аплодисменты, цветы, шампанское? Согласно другим воспоминаниям (постараюсь найти источник), красные ромбы с печатями в центре которых был спецзнак (типа скрещенных винтовок, шашек или пушек), а по краю - название части, были введены во всей 1-й Украинской повстанческой дивизии, а не толькуо у Богунцев.

культпросветработник: Согласно другим воспоминаниям (постараюсь найти источник), красные ромбы с печатями в центре которых был спецзнак (типа скрещенных винтовок, шашек и ли пушек), а по краю - название части, были введены во всей 1-й Украинской повстанческой дивизии, а не толькуо у Богунцев. Хм... Источник действительно не помешал бы.

Краском: культпросветработник пишет: если вы отсканируете это фото и выложите в "Фотографиях". У меня нет ни одного фото с щорсовцами. Фото отсканирую - как только доберусь. Но "Хопёр в огне" - это не о щорсовцах. Привёл в качестве примера, что ШИРОЧАЙШИЕ красные ленты всё-таки были у красных.

культпросветработник: Краском пишет: Но "Хопёр в огне" - это не о щорсовцах. Привёл в качестве примера, что ШИРОЧАЙШИЕ красные ленты всё-таки были у красных. Да это и не секрет, в общем...

культпросветработник: Я писал: 31 октября 1920 г. отряду генерал-лейтенанта Трусова было приказано: «…конных казаков свести в сводные сотни и всем нашить на левый рукав верхней одежды крест из белой тесьмы шириною полтора дюйма. Немедленно появилось крылатое слово «крестоносцы». (Мера эта, была вызвана тем, что в Уральском полку, перешедшем целиком от красных, многие носили «буденовки» и трудно было различать, кто они: белые или красные)...». 3-я Русская армия, Советско-Польский фронт, октябрь – декабрь 1920 г В дополнение. "Котовский" (В.Шмерлинг, издание 1950 г., Гос. издательство Молдавии, Кишинев): 16 ноября разведка донесла, что все боеспособные петлюровские части и основные силы 3 армии Врангеля стягиваются к Проскурову, где противник намерен оказать упорное сопротивление. В ночь же с 17 на 18 ноября петлюровская кавалерия ударила во фланг советским частям и заняла крупный населенный пункт Деражня. Котовский считал, что единственное средство ликвидировать зарвавшегося противника в районе Деражня,— это нанести удар по его главным силам и тылам в Проскурове. В три часа утра 18 ноября кавалерийская бригада форсированным маршем выступила на Проскуров. Петлюровцы напрягали все свои силы, чтобы не допустите красных к Проскурову. Перед самым городом котовцы встретились с «белокрестиками» — отрядом, составленным из бывших офицеров-деникинцев и врангелевцев. Одетые в английское и французское обмундирование, они имели на рукавах и на верхах фуражек нашитые белые крестики. «Белокрестики» засели в деревне по дороге к Проскурову. Они обрушились на котовцев метким, сосредоточенным огнем. Среди них было немало умелых пулеметчиков, стрелявших до последнего патрона. Но котовцы обошли врага с тыла и выбили из деревни. Бой продолжался в открытом поле. Белые офицеры дрались отчаянно. А когда поняли, что им все равно не миновать плена, многие из них кончили жизнь самоубийством. Редко встречали котовцы такое ожесточенное сопротивление. Все поле было усеяно фуражками с белыми крестиками. Тут же валялись снесенные головы; целый эскадрон белогвардейцев лежал на взрытой гранатами земле. Лишь несколько человек удалось взять в плен.

культпросветработник: Лев Зильбер «Записки военного врача». "Прометей", историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Том 5. http://www.bibliotekar.ru/Prometey-5/20.htm Тумбовская губерния, р-н Балашова, 1919 г.: "Когда мы подъезжали к станции, еще издали было видно, что грабят один из оставшихся эшелонов. На плечах-выносили мешки, вероятно с мукой или. крупой, и тащили куда-то к городу. Меня поразило, что большинство этих грабителей были женщины. Никакой охраны не было видно. Мы остановились невдалеке от вокзала. Через несколько минут кто-то открыл двери вагона с противоположной стороны-, и мы увидели несколько солдат. Сначала я не разобрал, кто это, показалось, что красноармейцы, но на фуражках были нашиты полоски из белой ткани и на них карандашом написано: «С нами Бог»". ... "На станции бродили отдельные группы белых солдат, иногда проходил офицер. Меня удивил жалкий вид их одежды. Некоторые офицеры были в гимнастерках из мешковины, и погоны были нарисованы карандашом". ... "Уже смеркалось. На станции появилось много пьяных солдат. Оказалось, что белые захватили цистерну со спиртом (а может быть, наши ее нарочно оставили), и началось повальное пьянство. Но нам это было на руку. Мои лекпомы нацепили на фуражки белые тряпочки, написав на них «С нами Бог», и перенесли свои вещи и наиболее ценное из аптеки в последний вагон санитарного поезда" Интересно, что это могла быть за часть?

Юрий К.: культпросветработник пишет: 2. После взятия Ельца 19 августа ст.ст. полки 1, 2 и 3 получили знамена: белые флаги размером 1 1/2 аршина в длину и 1 аршин в ширину. В середине вышито "1 Т.Д.П.", "2 Т.Д.П." и "3 Т.Д.П." соответственно. Неизвестно, имел ли флаг 4-й Козловский полк, сформированный позже, приказа найти не удалось. А, есть ли приказ по установлению описанных флагов? Откуда, собственно, эта информация?

культпросветработник: Юрий К. пишет: А, есть ли приказ по установлению описанных флагов? Откуда, собственно, эта информация? Приказ, разумеется, есть, но не лично у меня. Взято отсюда. http://alwin.livejournal.com/802509.html Попробуйте отписать человеку на мыло, если вам интересно, может, ответит.

Юрий К.: культпросветработник пишет: Приказ, разумеется, есть, но не лично у меня. Взято отсюда. Спасибо!

культпросветработник: Вот ищу, ищу что-нибудь по "красной" униформистике, а попадается всё время "белая". Вот, например: Белогвардейская банда, своей расправой показала свои стремления к уничтожению в корне трудящегося населения. Не даром многие из них значение буквы „Г и П." на своих шапках признавали за лозунг „Гибель пролетариата". Яков Никулихин, "На фронте гражданской войны", М., 1923. Книга о боях в 1918 против войск Краснова. Речь идёт, по-видимому, о полке генерала Гусельщикова. Да, и у меня вопрос. Скажите, кому-нибудь попадалась на фото у красных только суконная звезда на рукаве - без каких-либо других знаков. А то у меня вышел спор на эту тему с одним экспансивным товарищем - что она может означать.

Китаец: культпросветработник пишет: Скажите, кому-нибудь попадалась на фото у красных только суконная звезда на рукаве - без каких-либо других знаков. Сравнительно много раз такое видел. Вариантов трактовки два: 1. Политработники. 2. Некатегорированный начсостав.

культпросветработник: Китаец пишет: Сравнительно много раз такое видел. Вариантов трактовки два: 1. Политработники. 2. Некатегорированный начсостав. Ну, и я так же ему ответил. Гражданин обиделся, заявил, что это мои домыслы и потребовал источник. Представляете?

Китаец: Разумеется, домыслы. Альтернативных трактовок тоже не много: 1. Мы не знаем, что это, и говорить об этом не можем, пока не будет найдена "главная бумажка". 2. Таких знаков не было, они нам либо мерещатся, либо мы не видим геометрических фигур под ними. 3. Реальность, данная нам в ощущениях вообще мало соотносится с объективной реальностью. Есть ещё варианты (инопланетный разум и т.п. не предлагать)?

культпросветработник: Да ладно, тов.Китаец, я спора затеивать не хочу. Мне первые две версии больше нравятся. Меня другое в этом вопросе заботит. Ведь эти звёзды без фигур на фото над локтем располагаются, а не под ним? Это наводит на мысль, почему именно такое ношение было распространено. Либо и впрямь была "главная бумажка" с таким порядком, либо комиссары так специально носили, чтобы их не путали с комсоставом. А может, и мода. А что, мне попадалось фото, где у краскома звезда с квадратами над локтем. К слову, в последнем номере "Цейхгауза" есть интересный рассказ про проект знака школы Червонных старшин и ещё кое-что. Как раз по красной униформистике, легка на помине. Не хочу хвастать, но я случайно столкнулся с А.Степановым в Интернете и поведал ему о нарукавных ромбах богунцев . Он, оказывается, о них ничего не знал. Жаль, уважаемый Китаец, что вы пока не привели источника о таких ромбах во всей Повст.дивизии (помните, вы упоминали?)... Это могло бы очень помочь уважаемому исследователю.

Китаец: культпросветработник пишет: Да ладно, тов.Китаец, я спора затеивать не хочу. А спора бы и не вышло, т.к. я не стал бы настаивать на какой либо версии. культпросветработник пишет: Ведь эти звёзды без фигур на фото над локтем располагаются, а не под ним? Не обязательно. культпросветработник пишет: А что, мне попадалось фото, где у краскома звезда с квадратами над локтем. Итого, носили и прямо над обшлагом, и на локтевом сгибе, и на предплечье. И с фигурами, и без оных. культпросветработник пишет: Жаль, уважаемый Китаец, что вы пока не привели источника о таких ромбах во всей Повст.дивизии (помните, вы упоминали?)... Ну, выходные данные дивизионных и полковых историй у меня выписаны, а в том, что я найду нужный сборник воспоминаний у меня уверенности нет.

культпросветработник: Китаец пишет: Итого, носили и прямо над обшлагом, и на локтевом сгибе, и на предплечье. И с фигурами, и без оных. Действительно, прибавить особо нечего. Но лично мне кажется странным надевать одну звезду без фигур. Для краскома было бы логично надевать либо звезду с фигурами, либо вообще ничего. Мне лично первые две версии нравятся, я их буду придерживаться. Ну, выходные данные дивизионных и полковых историй у меня выписаны, а в том, что я найду нужный сборник воспоминаний у меня уверенности нет. Я понимаю, поэтому не настаиваю. Это во многом дело случая, так что желаю, чтобы вам повезло.

культпросветработник: Люблю картинки... Недавно наконец разыскал недостающую картинку из книжки на английском с иллюстрациями Каращука. Результат оказался неожиданным. Ну, командир из Академии Генштаба серьезно насмешил. Каращуку мало было три ордена ему пририсовать - он ещё аксельбант ему добавил. В центре комиссар НРА - думаю, это не новость. А вот персонаж слева заставил задуматься. Надпись гласит, что это "Комиссар Отряда Особого Назначения". На груди почему-то Бухарский орден Красной Звезды. На рукаве звезда с желтой окантовкой вместо черной. Но Каращук почему-то не только ему звезду на рукав добавил (уже обсуждалось), но и зачем-то в шляпу одел. Понятно, что всё это рисовалось в далёком 1996 году. И Каращук автор специфический. Но может, у кого-нибудь будут идеи - на чём он основывался? Лично я шляпы встречал тогда в трёх случаях: ЭКА, чапаевский полк в берсалье и цитировавшийся здесь мною кусочек о Саратовской милиции.

Китаец: культпросветработник пишет: Лично я шляпы встречал тогда в трёх случаях: ЭКА, чапаевский полк в берсалье и цитировавшийся здесь мною кусочек о Саратовской милиции. В Вашу копилку: "Ночным делом стреляли друг в друга. Я служил себе тихо, больше стоял на часах у моста. Проверял у всех документы. Одет был в полотняную шапку с полями, крестьяне называли ее шляпкой, в зеленый костюм из суконной портьеры с матросским воротом и в полотняное пальто из хорошего плотного половика, с пряжкой от вещевого мешка. В Петербурге не удивлялись, а крестьяне огорчались сильно. Не то человек, не то барышня".

культпросветработник: "Ночным делом стреляли друг в друга. Я служил себе тихо, больше стоял на часах у моста. Проверял у всех документы. Одет был в полотняную шапку с полями, крестьяне называли ее шляпкой, в зеленый костюм из суконной портьеры с матросским воротом и в полотняное пальто из хорошего плотного половика, с пряжкой от вещевого мешка. В Петербурге не удивлялись, а крестьяне огорчались сильно. Не то человек, не то барышня". Спасибо, Китаец, рад, что вы вернулись. Это всё тот же Шкловский? Хотя не думаю, что это тот случай. Очевидно, гражданин одет в то, что под рукой было, шляпа здесь просто гражданская. С таким же успехом можно выяснять, кто из красноармейцев тогда носил вельветовые пиджаки. А мои примеры - вполне военная форма. Да, по поводу картинки есть мысли? P.S.Если внимательно присмотреться, то форма вашего постового - шляпа, костюм с матросским воротом, пальто - удивительно напоминают бойца ЭКА! Очевидно, для подобного прикида тогда были вполне рациональные причины. И это явно не мода. Есть повод задуматься...

Китаец: культпросветработник пишет: Это всё тот же Шкловский? Он. культпросветработник пишет: Хотя не думаю, что это тот случай. Разумеется. Ксчтати, конармеец в котелке, упомянутый Бабелем, помнится и на фотографии запечатлён.

культпросветработник: Ксчтати, конармеец в котелке, упомянутый Бабелем, помнится и на фотографии запечатлён. Если вы имеете в виду ту фотку, где два красноармейца в обмотках на земле сидят, один читает газету, а другой в шляпе оборачивается - да, видел. Только у котелка немного другой фасон.

культпросветработник: Давно хотел спросить - кто-нибудь знает, насколько в Красной Армии была распространена практика дореволюционной армии - нашивки за ранения на рукаве? Есть подобные примеры на фото, в воспоминаниях?

Китаец: культпросветработник пишет: Давно хотел спросить - кто-нибудь знает, насколько в Красной Армии была распространена практика дореволюционной армии - нашивки за ранения на рукаве? Есть подобные примеры на фото, в воспоминаниях? Как раз была статья в крайнем "Старом Цейхгаузе".

культпросветработник: Китаец пишет: Как раз была статья в крайнем "Старом Цейхгаузе". Это в последнем?

Китаец: культпросветработник пишет: Это в последнем? Надеюсь, он не последний... Пока крайний.

культпросветработник: И что там на этот счет?

культпросветработник: Вот нашёл довольно любопытный снимок - комиссар и командир Читинского полка НРА во Владивостоке. 1922 г. Снимок любопытен тем, что нарукавный ромб командира, во-первых, с кубарями, а во-вторых, совершенно внаглую нарушает установленный для армии вид и сильно напоминает своей полосатой расцветкой знак воентрибуналов.

культпросветработник: Забавно. Про знаменитое знамя Шкуро - вариант, с которым он брал Владикавказ в 1919 году. На знамени Шкуро изображена (знамя черное) золотая голова волка и надпись большими буквами: «Да здравствует единая неделимая Россия». http://www.darial-online.ru/2000_2/dnevnik.shtml

культпросветработник: В отчёте штаба 3-й армии о 6-й стрелковом полке 2-й бригады, расположенного в Верхнесалдинском заводе, встретилось непонятное слово... Из снаряжения необходимо: котелков - 100, запасных патронных сумок - 100, сухарных мешков - 740, поясных ремней - 100, поясных сумок - 900, трейчико - 900, палаток - 900 и лопат - 900. "Трейчико" - это что, интересно, такое?

Китаец: культпросветработник пишет: Трейчико тренчиков?

культпросветработник: Китаец пишет: тренчиков? Похоже, да. Но в сборнике документов 3-й армии, который я читал, было написано именно "трейчиков". Опечатка то ли автора документа, то ли составителей.

культпросветработник: А никто не слышал про знаки Трудармий? Такие существовали?

культпросветработник: Забавно, но неожиданно подтвердилась информация, что у махновцев был флаг с черепом и костями. Только сомневаюсь, что источнику верить можно. Конец 1920. взятие красными Гуляй-Полка. Многие красноармейцы без команды бросились в погоню. Я распорядился, чтобы Валлах возглавил преследование. Сам начал собирать остальных. Не хотелось упустить Махно и его свиту. Пока эскадроны строились, посмотрел пленных. Большинство среди них составляли кропоткинцы. — А вот знамя ихнее, — не без гордости показал один из красноармейцев сорванное с древка черное полотнище. На нем зловеще белели череп и две скрещенные берцовые кости. — А говорили, будто эти никогда не сдаются, — с иронией сказал я подъехавшему политруку Биску. — Мало ли что говорили. Мы и чертей быстро в ангелов переделаем. Один из «гвардейцев» зверем посмотрел на Биску. Кажбак не выдержал: [140] — У... волк глядит. Такой сволочь не плен надо, а башка рубить. В душе я был согласен со своим коноводом. Однако вслух произнес: — Красная Армия с пленными не расправляется. http://militera.lib.ru/memo/russian/kuts_if/08.html

Китаец: Есть ещё такая фотография: http://www.a-pesni.golosa.info/grvojna/makhno/rebels/nreravn6.jpg

культпросветработник: Ну, это да, известное фото. Вот только кто на нем, точно пока неизвестно. Есть и черное знамя с черепом и надписью "Долой совдепы". Только оно вряд ли уже махновское. Забавно, но в широко известное статье про знамена Махно про то, что выше, ни слова. http://newzz.in.ua/histori/1148833730-znamena-povstancheskojj-armii-n.-makhno.-1918.html Впрочем, на форуме махно.ру рассказывается и про махновское знамя со скелетом - со слов телеграфиста ст.Гайчур, когда он давал сведения следователям конгресса США об обстановке ГВ на Украине и причинах голода. Так что бог весть знает, что там могло быть.

Китаец: культпросветработник пишет: Есть и черное знамя с черепом и надписью "Долой совдепы". Только оно вряд ли уже махновское. Если без территориальной привязки, то оно вполне могло быть, например, ишимских повстанцев.

Китаец: культпросветработник пишет: Забавно, но в широко известное статье про знамена Махно про то, что выше, ни слова. "То, что выше" это ваша цитата или фотография? Про фотографию там есть. А что до цитаты, то статья - не сборник всех письменных источников по теме. Вполне мог источник оказаться за приделами кругозора исследователя. "Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет..."

культпросветработник: Интересно. Узнал на одном форуме про очередную часть "красных гусар". кавполк 33-й дивизии - это один из полков бригады Балахонова при этой дивизии. Был обмундирован в парадную (без шапок) униформу 14-го Митавского полка и вёл свою историю от конного разведотряда,сформированного в Череповце из пожелавших служить Совласти Митавцев

Китаец: культпросветработник, благодарю, будем проверять. 33-я - вообще интересная дивизия.

культпросветработник: На Сэммлере появился снимок охраны поезда Троцкого.

культпросветработник: На Вненфоруме раньше спорили, являлся ли знаменитый шеврон Шкуро на казачьем значке - трёхцветный угол с волчьей головой - лишь знаком на значке или носился и на рукаве, как на реконструкции Каращука? Похоже, вопрос решен. ''В тревожном месяце - январе 1919 года наша сотня совместно с населением с.Базоркино, заняла оборону на подступах к г. Владикавказу, в районе Женского монастыря и хутора Ахушкова. С передовыми наступающими частями деникинской армии завязались кровопролитные бои. Отряды генерала Шкуро, с эмблемой "волчья пасть" на одежде, непрерывно атаковали наши позиции, стремясь разъединить красную Ингушетию, как тогда называли наш край, и г. Владикавказ''. Из воспоминаний Абдул-Гамида Тангиева.

Ратник: культпросветработник пишет: Из воспоминаний Абдул-Гамида Тангиева. А точную ссылку можно?

культпросветработник: http://ingushetiyaru.org/history/ingushi_v_vov/34.html Там в самом конце.

Ратник: По просьбе Николая. http://pics.qip.ru/0026Zy-30459o5/

культпросветработник: Да, это очень известное фото. Только неизвестно, точно ли это махновцы. По нему даже несколько реконструкций было сделано для украинских музеев.

культпросветработник: Вот менее известное, считается, тоже махновцев.

Ратник: Из хроники?Если этот тот фильм,который я видел,то там еще одно было на БП (вариации на тему смерти).

культпросветработник: Нет, из фотоальбома о ГВ. А что за второе, на БП? Опишите.

Ратник: Тоже черного цвета,с адамовой головой,только надпись другая,точно не помню что-то вроде "Смерть капиталу!".

культпросветработник: Понятно, учтём.

культпросветработник: Сейчас один мой знакомый изготовляет на продажу фигурки басмачей, поэтому пришлось озаботиться униформой, снаряжением и знаменами басмаческого движения. Ну, по форме (или, точнее, её отсутствию) основной источник -- фотографии, по оружию -- они же и музеи, а вот на знаменах остановлюсь подробнее. Возможно, кого-то заинтересуют несколько найденных басмаческих знамен и их описания. Собственно в Туркестане выделялось два наиболее крупных политических басмаческих центров: тюрко-панисламисткое и эмиро-религиозное. Воззрения обеих центров отразились и в знаменах: Из воспоминаний В.И. Уранова, генерал-лейтенанта в отставке (газета «Ленинец» №152 (5821) (19.09.1967)), участвовавшего в разгрома полководца Энвер-Паши, лиджера панисламистов: В июле 1922 года наши 5-й стрелковый и 2 кавалерийский полки настигли Энвера, занявшего оборону у кишлака Кофрун (Таджикистан). Наш разведывательный кавалерийский разъезд первым увидел на окраине кишлака в большом саду зеленое знамя с золотым полумесяцем. У знамени стояли часовые в красных чалмах. Это была ставка Энвера-паши. Рядом располагался отряд из отборных молодчиков - "личная гвардия" Энвера. Перед кишлаком Кофрун в несколько рядов были вырыты окопы, которые занимали пешие басмачи. Подразделения наших стрелковых и кавалерийских частей внезапной ночной атакой выбили басмачей из окопов, стремительно ворвались в кишлак, затем в сад и к дому, где помещался Энвер. "Личная гвардия" Энвера была почти вся перебита. Однако самому ему удалось выскользнуть из наших рук, но как и в каком виде? Позже Энвер-паша был убит, а его френч, снаряжение, английские ботинки и прочее добро было описано и взято в качестве трофеев. А вот знамя другого крупного басмаческого лидера пантюркистов Имбрагим-бека: На высокой вершине, у ног снежного хребта, куда не залетит и шальная пуля, Ибрагим бек в бинокль наблюдает за ходом боя. Его окружает многочисленный «штаб» из курбашей, близких советников, «ишанов» (высших духовных лиц) и большой отряд личной охраны. Над головой Ибрагим бека, обмотанной белой, тонкой, английской кисеей, развивается золотое знамя с пучками конских волос . На знамени красными буквами вышито: «Под знамя все собирайтесь на защиту ислама . Смерть джадидам». Это отсюда. Там еще много интересного по басмачеству. В том числе и басмаческие снайпры "мерганы". http://materik.ru/pda/rubric/detail.php?ID=10317 Вот значок неизвестного басмаческого отряда: Возможно, это были басмачи из числа сторонников бухарского эмира: на нём Хамса или Рука Фатимы, традиционный символ в исламе. Обычно её изображали симметрично, а не копируя строение руки - очевидно, басмачи были эмирские; на флаге Бухары была такая же. Были также и простые религиозные лозунги. В сборнике, освещающем Музей истории религии и атеизма, есть такие строки: На копии басмаческого знамени видна полуистлевшая надпись - мусульманская формула исповедания веры". Имеется в виду известная формула دهشأ نأ ال هلإ َّالإهللا و دهشأ نأ دمحم لوسر - «Нет божества, кроме бога (Аллаха), и Мухаммед - посланник божий». (араб.) Вот пока что и всё, что имеем на данный момент. Это не считая флагов Бухары, Хивы, Кокандской области и Тюрской федерации, изобретенный Валидовым.

культпросветработник: "Традиционное противопоставление строевиков и штабных обострялось еще больше, адресуясь особенно резко к «чужим» штабам. Однако и «свои» не вызывали больших симпатий, как и хозяйственные службы, чины которых получили презрительное прозвище «обозников» еще со времени 1 -го Кубанского похода. В них специально приглашались лица со стороны, потому что строевой офицер не мог перевестись туда «без падения личного престижа в глазах товарищей». Марков, крайне непримиримый в этом вопросе, предлагал в целях морального воздействия ввести специальные желтые погоны для нестроевых офицеров; к великому сожалению добровольцев, проект не был реализован. Установленное в конце 1919 г. отличие для «настоящих» (а не самозванных) тыловиков в виде белого щитка внутри общеармейского углового шеврона было жалким отзвуком марковского плана и безнадежно запоздало". Не слыхал раньше о таких щитках... Ни у кого нет фотографий с таким?

Ратник: Отличная информация,спасибо!А источник не приведете?

культпросветработник: Р.М.Абинякин. Офицерский корпус Добровольческой армии: социальный состав, мировоззрение. 1917-1920. Орел, 2005. Ссылки на: про нестроевых и желтые погоны - Ларионов В.А., "Последние юнкера", Франкфурт-на-Майне, 1984 - с.99, 98; а про щиток - Белый угол (Документ из россыпи)/ Публикация А.Кручинина/Военная быль - 1994, №5 (134), с.17.

Ратник: Спасибо,Николай.Кручинину оснований не верить нет,солидный историк.

Китаец: культпросветработник пишет: На Сэммлере появился снимок охраны поезда Троцкого. Если это тот же поезд, почему у него другие вагоны?



полная версия страницы